Сильная женщина и берестяной журавлик
Интервью с Натальей Марковой. Журнал
Rock FUZZ 32/33, май-июнь 1996 год
«...А тогда было вот что. Я случайно увидел девчонку, смотревшую
на солнце. Она смотрела на него, не щурясь, широко распахнув глаза. Я почему-то
пресек этот взгляд, и в один миг у меня закружилась
голова, перед лицом возникли мельтешащие точки, которые увеличивались и спустя
какое-то время превращались в маленьких птиц. Это
было удивительно, и хотелось знать, что с ними станет дальше. А она смотрела
в солнце. Птицы организовывались в короткую цепь и,
совершенно отчетливо увеличиваясь, мерными взмахами крыльев направили свой
полет ровнехонько в сторону солнца. Они возникли
из ее странных глаз, обретая собственную жизнь. Я как зачарованный смотрел
на птиц, а они летели, удаляясь. Я видел их так же, как сейчас
тебя!»
Петь, как и почти все, я начала прямо сразу!
С детства. Особенно пела у бабушки с папой, которые жили отдельно от мамы.
У бабушки даже устраивала «концерты» и пела все,
что знала. Мама в основном ко всему, что я делала, относилась очень строго
и критично, и, наверное, если бы не сильное одобрение
бабушки с отцом, я решила бы, что и вовсе ни к чему не гожусь. А тут как-то
уверовала в какие-то свои способности. А когда, например,
я пела «Мне малым-мало спало-ось, ой да во сне привидело-ось»,
отец совершенно искренне плакал и просил снова и снова. Ну, я и старалась!
— А что ты слушала тогда?
Что попало: пластинки, которые включали
взрослые; радио. Конечно, Пугачева да Антонов — самые авторитеты тогда
были для всех подряд. Я тоже любила «Арлекино»...
А, еще Толкуновские «Носики-Курносики» нравились! Это мне лет пять
было. А в принципе, в то время я не отличала, кто там
авторитет или не авторитет. Это потом уже появились в поле моего зрения, – то
есть слуха, – ВОСКРЕСЕНИЕ,
Лоза,
МАШИНА ВРЕМЕНИ,
АЛИСА. А вот всякое
иноязычное слушала мало: очень мне не нравилось, что не понятно ничего, о чем
речь там. Вот и до сих пор по этой же причине совсем редко и мало слушаю
иностранцев. Энергетика, красота голоса и музыки — это отлично, конечно,
но вот я сижу, радуюсь, а вдруг они там что-нибудь тако-о-ое поют?
А я тут радуюсь?! Да ну! Своего, русского вполне хватает. Тем более что по
душевности к нам мало кто приравняется.
— А кто тебе сейчас интересен, близок из отечественных
музыкантов?
Комаров ваш Кирилл. Наумов. Силя, наверное.
Все, что ли? Не помню. А близок —
Ревякин,
извини за выражение. И интересен, соответственно.
— А когда ты стала выступать на сцене?
В 1989, кажется, году, под Питером, в ДК
поселка имени Морозова. Там проводился местный фестиваль,
«Рок-н-ролл под Рождество», и нас позвал туда мой
названный брат Вовка Бредихин. Тогда у меня был проект КУХНЯ КЛАУСА.
Не знаю, почему такое название: мне его в Рязани подарили, и
мне понравилось, и песни подходящие, детско-волшебные. К выступлению мы
позвали помочь нам Ваню Воропаева, ну, народ в зале его хорошо по
АКВАРИУМУ знал... Стали орать — из АКВАРИУМА что-нибудь
сыграть... В общем, на первом выступлении я провалилась. Была очень
застенчивая я и не готова к провалам, поэтому и зареклась играть еще.
Но спустя время стали писаться другие песни, сыграла
на пробу квартирник в Москве, людям понравилось. Стала играть. А может,
если б снова провалилась, — действительно больше
не рискнула бы. Может быть. Очень я всего боялась.
— А как ты естественнее себя чувствуешь — как сольный
акустический исполнитель или в составе группы?
Совершенно удобно и так и эдак. Другое
дело, что одной мне играть надоело. Все-таки я не Наумов, и если моей песне
помогают умелые музыканты, никто не проигрывает. Чем
больше у ребенка добрых заботливых учителей, mdash; тем лучше он должен
вырасти. Это о песнях. Это кратко.
— Как сейчас проходит твоя концертная деятельность?
Я давно не играла. Года полтора, может, и
больше. Потому что очень долго пробовали разных музыкантов, готовились к
записи альбома, писали его. Это первый мой серьезный альбом, и он потребовал
много энергии и времени. И в ходе подготовки к записи не оставалось ни
времени, ни желания на подготовку к концертам. А когда альбом
был уже записан, — какое-то время царило удовлетворение. Не полное,
конечно, но уж какое было. Музыканты все были приглашенные,
и теперь снова хочется поиграть, но тут снова возникают проблемы, потому что
некоторые из них довольно далеко живут: им в
Москву часа по два минимум добираться. К тому же люди взрослые, у них есть
свои дела, работы.
— Почему состав сессионных музыкантов назван
«группой ДВУРЕЧЬЕ»?
Потому что группы нет. А название есть. Я
пока надеюсь, что соберется-таки постоянный состав, который будет носить это
название. И «Светозар» — альбом — будет чем-то
типа аванса. Достоянием собравшегося ДВУРЕЧЬЯ. Можно предположить,
что в данном случае моя группа не явилась на запись, а
явились только приглашенные музыканты... Да и как было назвать?
Наталья Маркова? Так я там не много сама сделала. Наталья Маркова
с составом сессионных музыкантов? Сама понимаешь...
— «Двуречье» — это две реки или два языка?
Это один исток, но — две реки, две речи, два
брата, две сестры, как угодно. Но это — целое. Не сложно?
— Все, кто слышал альбом, отмечают сходство с КАЛИНОВЫМ
МОСТОМ. Это сознательное подражание или некое развитие идей, как было
написано в одной из рецензий?
Это, конечно, сознательное. Но не
подражание. И не развитие идей. Куда их еще развивать?! Это... Ну, вот идешь
по улице, видишь, — похож человек на тебя! И
гримировать не надо, — просто похож до удивительного.
Кто кому подражает? Я родилась позже
Ревякина,
он первее пришел к
миру (песенному), который очень похож на мой. И что же? Мне надо срочно менять
свое представление, чтоб не показаться похожей?
А то, что с КМ сравнивают, — это нормально. Это почти не раздражает,
если не тыкать этим постоянно, и не заклиниваться на похожести.
И желания сменить стиль нет. Совершенно. Может быть, когда-нибудь мой мир
изменится, и стиль сменится сам по себе, без моих натужных усилий.
— А использование старорусской лексики в текстах тоже от КМ?
Просто Ревякин показал, что так можно. Я нагло думаю, что даже без него
дошла бы до
этого, только мне потребовалось бы больше времени, чтобы это понять.
Спасибо ему за мое сэкономленное время.
— Возможно ли архаичным языком говорить о современных
проблемах, живя в современном мегаполисе? Или у тебя нет потребности говорить
о современном вообще, и отсюда — архаичность языка?
Это не архаичный язык! О современных
бытовых проблемах им говорить, наверное, сложно. Не пробовала, врать не буду.
Но у современных людей в современных
мегаполисах те же душевные проблемы, когда речь идет о человеческих
отношениях, об отношениях мужчин и женщин. Изменились
манеры и тому подобное, но когда человек что-то переживает внутри себя —
это так же, как было всегда, испокон.
— В твоих песнях много личностного, типично женского;
вырисовывается образ сильной, гордой, своевольной, и именно поэтому
несчастной в любви женщины. Это ты сама? Или некая собирательная абстракция?
Нет, это не просто образ. У меня мало песен,
написанных абстрактно. Сильная и ранимая, гордая и пугливая, своевольная
и мягкая — это не взаимоисключения. Не все эти эпитеты
и не всегда подходят ко мне. Иначе все было бы просто и ясно... Если я
сильная, то рядом мне хотелось бы видеть не менее сильного
мужчину. Если гордая и своевольная, — то и он не рохля. А вот отсюда
и сложности в таких отношениях. И это на самом деле так.
Сложности оттуда, что, скажем, иногда гордость разрастается в гордыню,
сила — в неспособность уступить... Это дурной
характер просто, я знаю. Я пытаюсь иногда быть мягче и добрее,
но обычно я как-то поздно спохватываюсь. Не всегда получается исправить то,
что уже наделала. Это жаль.
— Но ты не феминистка?
Нет. Я считаю, что женщина, безусловно,
должна уметь заработать себе на жизнь, потому что разное может случиться,
даже если у нее все благополучно. Женщина должна
уметь отстоять свои интересы, разумные. Хотя в идеале она не должна именно
отстаивать, бороться. Это, наверное, синдром
нашей страны: всем постоянно бороться. За урожай, за счастье... А с кем,
собственно? Разно кто-то против? Надо стараться, не
опускать руки при неудачах, но не бороться же! Это и к мужчинам, и к
женщинам относится. Вообще между нами не так много разниц каких-нибудь.
— Что для тебя свобода — личная и творческая?
Я не знаю абсолюта свободы. Если иметь в
виду то, что человек может когда угодно уйти, уехать куда угодно —
это, конечно, свобода какая-то. Но неужели ничего не удерживает?!
Это уже ненужность, вроде... Ну, конечно, ты так же можешь вернуться.
Это все не то. Не знаю я про личную свободу. А про творческую...
Это очень субъективно, но для меня это просто возможность писать песни,
когда они хотят появиться. И иметь возможность выбора
концертов. Кстати, самые подходящие залы — от квартир до 300-500-местных.
Хотя, пожалуй, дружеские квартирники — это не совсем
интересно. Если это наполовину знакомые люди — лучше по отдельности
приехать в гости, поговорить. Если незнакомые, — ни к
чему столь близкое физическое расстояние. Говорят, люди южные любят общаться
с близкого расстояния, чуть не лицом к лицу.
Северные — на дистанции. Мне, например, очень мешает, если собеседник
сидит в нескольких сантиметрах от меня. И вовсе тут
ни при чем какая-нибудь заносчивость; мне просто это мешает.
— Кассета со «Светозаром» вышла в Москве, а вот
компакт с ним же в Питере. Почему?
Просто ребят из «Hobbot Proline»
заинтересовали мы, а они — нас. Можно было бы подождать московских
предложений, но и это было вполне приемлемым. Они оказались
хорошими порядочными людьми, особенно если б были более пунктуальны. В общем,
мы не прогадали.
— И что теперь? Какие планы?
Ну вот, вышел компакт.
Перспективы обещаются какие-то... А планы... Хотелось бы писать хорошие песни,
играть концерты, записывать новые альбомы, иметь
жилье уютное, друзей, заниматься своими зверями и родить ребенка при хорошем
муже. Это вообще. Это планы?
"...А потом они потерялись на фоне слепящего диска. И больше не
появлялись. Я обернулся к ней, но
ее уже не было рядом. Оказывается, прошло уже с полчаса. В сознании всплыл
момент, когда она, непонятно усмехнувшись, ушла. Я просто не заметил этого
сразу".
Е. Борисова,
kassandra_k
Пролог и эпилог — фэнзин «Панфиловский переулок» N°6 (СПб)